Борьба с инфляцией обернется новым скачком цен
Пакет антиинфляционных мер, подготовленный в МЭРТе по заданию премьер-министра Виктора Зубкова, был внесен в правительство 15 ноября (см. Ъ от 16 ноября). Вчера документ был опубликован на официальном интернет-сайте министерства (см. список основных мероприятий в справке). Оперативных мер по борьбе с инфляцией документ не предусматривает: выполнение фактически всех мероприятий в документе откладывается на период после I квартала 2008 года. Более того, в ведомстве косвенно признают, что инфляционный план на 2008 год в 7-8% нереализуем. Так, "уточнение основных параметров развития денежно-кредитной сферы в 2008 году и до 2011 года и уточнение прогнозных показателей индекса потребительских цен" запланировано на I квартал 2008 года. "Они не знают, какой будет инфляция в I квартале. Неизвестно, как на росте цен отразится повышение бюджетных расходов, неизвестно, как будут вести себя цены на продовольствие на мировых рынках",-- отмечает Екатерина Малофеева из "Ренессанс Капитал". По мнению Антона Струченевского из "Тройки Диалог", "в I квартале инфляция в годовом выражении составит 13%". Кроме роста бюджетных расходов к такому росту цен, по его мнению, может привести холодная зима 2007/2008 года.
Впрочем, экономисты обращают внимание на тот факт, что инициативы МЭРТа не содержат акцента на административных мерах регулирования цен. "Документ написан очень размыто. В министерстве делают все, чтобы не приступать к госрегулированию",-- говорит Екатерина Малофеева. Александр Морозов из HSBC отмечает, что глава МЭРТа Эльвира Набиуллина "явно придерживается разумных либеральных взглядов", но антиинфляционные меры больше похожи на "программу структурных преобразований". Разработку предложений по дополнительным мерам денежно-кредитной и бюджетной политики, которые и являются основным антиинфляционным инструментом, в МЭРТе отложили на I квартал 2008 года -- впрочем, это может произойти и ранее, поскольку доклад о них от МЭРТа, Минфина и ЦБ премьер Виктор Зубков потребовал на этой неделе.
Между тем в документе предусматривается набор инициатив по либерализации тарифов госмонополий и ЖКХ. В МЭРТе предлагают выделить "в отдельных сферах деятельности естественных монополий перечни товаров, цены на которые регулируются государством", остальная же часть в тарифе будет выведена из-под госрегулирования. С этой идеей выступал еще экс-глава МЭРТа Герман Греф, объясняя ее тем, что госмонополии завышают уровень тарифов, включая в них расходы, не относящиеся непосредственно к госуслуге, вплоть до содержания ведомственных детсадов. Соответствующий проект постановления правительства может быть подготовлен уже в декабре 2007 года и затронуть сферу транспортировки нефти и нефтепродуктов, тарифов портов, аэропортов, "услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" и железнодорожных услуг. Также в МЭРТе предлагают в I квартале 2008 года сделать доклад правительству об "оценке целесообразности продления полномочий по утверждению предельных индексов тарифов на услуги ЖКХ".
Экономисты соглашаются с тем, что либерализация тарифов неизбежна, но отмечают, что это можно делать только в тех сферах, где существует конкуренция. В противном случае монополии даже после того, как цены перестанут быть регулируемыми, будут продолжать их увеличивать. Екатерина Малофеева считает, что если тарифы ЖКХ перестать регулировать с 2008 года, то их увеличение на 100% добавит к инфляции 3%.
"Если конкуренция будет развиваться медленно, то тарифы после либерализации будут расти быстро, если они будут привлекательны для создания частного бизнеса, то вскоре будут снижаться,-- отмечает Александр Морозов.-- Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создать институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и госмонополиях нет". Но никто из опрошенных Ъ экспертов не верит, что правительство пойдет на одноразовое существенное увеличение тарифов. "Если предложения МЭРТа и будут одобрены, рост тарифов будет постепенным. Иначе это грозит социальными потрясениями",-- подчеркивает Антон Струченевский.
|